Недавно порядком уставший от праведных трудов Мутабор решил взять отпуск и вместе с несравненной Soul укатил не куда-нибудь, а аж в Париж! Много красот там они повидали, но у Мутабора оставалось ещё одно заветное желание: всем известно, что под Парижем существует обширная сеть катакомб. Естественно, что не побывать в них было никак нельзя!
Хмурым утром накануне отъезда домой Мутабор отправился ко входу в подземелья, отстоял приличную очередь (несмотря на раннее время перед ним втесался целый класс англоязычной школоты), и, заплатив кровные 8 евро за билет, оказался внутри. Вначале шёл новодел, стальная винтовая лестница в бетонном стволе. Но вот пошли и исторические подземелья, выложенные известняком (фото 1 и 2). Вообще изначально катакомбы создавались для добычи этого самого известняка, из которого построены почти все старые здания Парижа; добыча началась аж при древних римлянах и продолжалась до 20-х годов XIX века, потом, видимо, решили, что прямо под городом камень брать не стоит, ибо сам город чего доброго провалится...
Катакомбы сами по себе очень запутаны и протяжённы. Но дабы беспомощные посетители там не потерялись, туристический маршрут сделан прямолинейным (в смысле без ответвлений, примерно как пищеварительный тракт — одна кишка от входа и до самого выхода), боковые ответвления закрыты решётками и дверьми (фото 3). Есть и решётки без дверей; но освещение организовано так, что не видно, что же скрывается за ними. Тут на помощь приходит вспышка: в частности, обнаружилось, что за одной из решёток скрывается забой с оставленной в нём лопатой (фото 4). Интересно, сколько лет она там лежит?.. За ещё одним тёмным ответвлением оказался узкий лаз-шкуродёр; возможно, что там когда-то произошёл обвал (фото 5).
Постепенно катакомбы становились всё интереснее. Вот обычный коридор сменился залом с колоннами (фото 6); в следующем зале, как ясно из развешанных на его стенах описаний и фотографий, было что-то вроде склепа: в нишах лежали и стояли (sic!) покойники различной степени мумифицированности, одетые в саваны. Жаль, что теперь их там нет... (фото 7)
Дальше проход вёл мимо красиво подсвеченных ответвлений (фото 8, увы, и они спрятаны за решётками) через ряд арок (фото 9) мимо колодца (фото 10). Дальше находились творения какого-то неизвестного скульптора-самоучки, вытесавшего из камня целые архитектурные ансамбли: крепость (фото 11), дворец (фото 12) и кусочек города (фото 13).
А потом... Сначала Мутабору встретилась табличка, видимо, предупреждавшая о том, что будет впереди (фото 14). И началось! Огромные штабеля аккуратно уложенных костей и черепов встали по обеим сторонам проходов (фото 15–18). По мере роста Парижа под застройку попадали старые городские кладбища. Однако чтящие память предков французы не ставили дома на костях, а выкапывали останки и складировали их в обширных помещениях под землёй. Причём делали это не абы как, и даже не просто аккуратно складывали кости в штабеля, а выкладывали из них всякие декоративные композиции (фото 19–21). Далее по дороге (всё время в окружении костей) встретился ещё один колодец (фото 22), алтарь для поминальных служб (фото 23) и чаша, стоящая в зале, где вдоль стен были уложены всё те же предметы :) (фото 24) В одном месте попалась композиция, где череп выполнял роль декоративного элемента, причём его, судя по всему, ещё и раскрасили (фото 25)!
Честно говоря, даже Мутабору, уважающему кладбищенскую тематику, поднадоело такое изобилие. К счастью, костяные "поленницы" закончились, дорога ещё раз прошла под арками (фото 26), на пути встретилась парочка залов с высоким потолком (фото 27 и 28) и наш герой выбрался на вольный парижский воздух.