Помните, несколько лет тому назад я, т.е. Мутабор, отправился на три месяца в Германию в город Кемниц и успел там в том числе и полазать? Так вот, история получила продолжение: на этот раз он, т.е. я, отправился на больший, практически неопределённый, срок снова в Германию, только на этот раз в другой город, Халле (где, между прочим, Гендель родился!) Итак,
Пролог
Вначале я съездил туда всего на пару дней в июне. Встретил рассвет в аэропорту (фото 1), потом на некоторое время самолёт вошёл в слой разреженных облаков, и я стал свидетелем редкого явления — гало, наблюдаемого с самолёта; причём из-за того, что под нами тоже были облака, удалось увидеть нижний парентелий — ложное солнце (фото 2). Я подумал, что это очень хороший знак, и мои предчувствия оправдались =) И вот уже под крылом показались аккуратные немецкие поля, домики и ветряки (фото 3), а вскоре самолёт совершил посадку в Берлине.
Оттуда я направился сперва в Дрезден в гости к Даниле, тому самому, который когда-то вытащил меня из коллектора в Кемнице. Подъезжая к Дрездену я убедился, что, как и четыре года назад, с заброшками в Германии всё в порядке: часто встречались здания, "разукрашенные" рисунками, с заколоченными окнами первого этажа (например, как на фото 4), что является верным признаком заброшенности. После Дрездена я отправился прямиком в Халле, поезд проезжал через Ляйпциг, где я тоже заприметил знатный объект (фото 5), где даже имелись лёгкие залазы. Потом в интернете я выяснил, что это за место и твёрдо решил с оказией туда наведаться. Так что ждите новостей :-)
Но вот и Халле. Разобравшись с делами, я отправился гулять по городу, естественно, не без задней мысли :) У старинной солеварни, превращённой в музей, повстречался мне узкоколейный состав, когда-то работавший здесь; естественно, что я не мог обойти его своим вниманием! (фото 6–8). А дальше началось самое интересное. Оно заключалось в старинном доме, надпись его на фасаде гласила, что это пивоварня, а облик красноречиво говорил о его состоянии (фото 9). Обойдя дом с другой стороны и увидев ту же картину (фото 10), я проник во двор. А там царило запустение, двор зарос кустами и какими-то лианами (фото 11). Но и здесь двери, ведущие в здание, оказались наглухо заложенными кирпичом (фото 12). На втором этаже имелись несколько открытых окон, куда при желании можно было вскарабкаться, но я был слишком прилично одет; пришлось эту мысль отложить на потом. И тут я узрел открытый вход в подвал! Естественно, попробовал туда сунуться, благо и фонарик с собою был, но и здесь меня постигло разочарование: в подвале стояла вода (фото 13). Совсем незадолго до моего приезда в городе случилось сильнейшее за много лет наводнение, видимо, оно-то и стало причиной затопления подвала. Да, и с этой стороны проникнуть в дом не удалось...
Я отправился бродить дальше. Проходя по набережной, отметил маленький зарешеченный портал сухого коллектора (фото 14), видно, что сразу за ним коллектор понижается до совсем неприличных размеров, что, в совокупности с решёткой отбило всякое желание даже пытаться что-то с этим сделать. Кстати, слона-то я тогда и не приметил; рядом оказался гораздо более интересный объект, но об этом позже. Вскоре ещё одно здание привлекло моё внимание: водяная мельница, как выяснилось, носящая название "Новой" и при этом являющейся старейшей сохранившейся мельницей в Халле, XVI века постройки. Видимо, тогда она и вправду была новой. А сейчас она превратилась в весьма пригодный для посещения объект (фото 15); во дворе сохранились остатки механизма (фото 16), а от проходящего рядом канала под здание уходило ответвление, куда утекала вода (фото 17). Я решил, что упомянутая тут же K-hole и есть эта дырка ;-) Под конец прогулки я малость заблудился, благодаря чему вышел к ещё одному заброшенному месту, поразившему меня своим величественным видом (фото 18). Первый день на этом закончился.
А на следующий день я оказался полностью свободен и вначале решил отыскать магазин чтобы купить еды. К счастью, я не заметил ближайший, и отправился бродить по окрестностям. И проходя через парк, увидел нечто, сразу привлёкшее моё внимание (фото 19). На склоне холма виднелся выложенный камнем портал, откуда веяло прохладой. Он был закрыт решёткой, но кто-то уже несколько модифицировал её в правильную сторону =) (фото 20) За ней ход уходил вправо, я сунул, насколько хватало руки, фотоаппарат и сделал снимок (фото 21). На нём я узрел уходящий куда-то вдаль подтопленный подземный коридор! Что это, старинная штольня, бункер Третьего рейха или убежище когда-то стоявшей неподалёку советской военной части? Вопрос требовал немедленного разрешения. Я вернулся в гостиницу, переоделся в более подходящие для полазки вещи и вернулся к порталу. Малость покряхтел, перелезая через решётку, недобрым словом поминая умника, выломавшего прут сверху, а не снизу. И столкнулся со следующей трудностью: как я уже говорил, дальше ход был подтоплен.
Желание узнать что же находится впереди оказалось сильнее, и я просто снял ботинки с носками, оставив их возле входа, закатал брюки и шагнул прямо в воду. Вскоре проход привёл меня в небольшой зал с кирпичными колоннами (фото 22). В его стене зачем-то была сделана ниша, снизу заложенная камнями; сверху на деревянных балках были также сложены каменные блоки (фото 23). В одном из углов зала обнаружилась ещё одна непонятная конструкция из аккуратно сложенных камней (фото 24).
Я сфотографировал на память свои ноги (не часто приходится заниматься босоногим диггерством, фото 25) и пошёл дальше. Если вначале стенки хода были бетонными, потом выложенными кирпичом, то вскоре он превратился в дыру, прорубленную в диком камне (фото 26). Ещё несколько метров, ступени наверх... и забутовка, из которой торчала мелкая труба! (фото 27) Назначение подземелья так и осталось неизвестным. Это точно было не убежище, на погреб мало смахивает, нет помещений для хранения продуктов, дренажная штольня в небольшом каменном холме тоже смысла не имеет. Разве что раньше за забутовкой находился дом, может даже вилла, а данный подземный ход являлся запасным выходом. Но этого мы никогда не узнаем...
P.S. На этом закончился мой первый визит в Халле. Напоследок, уже ожидая автобус в Берлин, я сфотографировал симпатичный трамвайчик, старенькую "Татру", которые до сих пор тут иногда ходят (фото 28).
Анатомия пряничного домика
Итак, совершилось! Halle foreva, я снова тут, точнее, переселился сюда на неопределённый срок. Естественно, практически сразу начал выполнять план по полазкам :-D Помните тот заброшенный дом, предположительно пивоварню, куда в прошлый визит мне так и не удалось попасть? На этот раз я отправился сюда более подготовленным, со штативом, каской и бахилами для проникновения в подвал.
А он-то как раз уже оказался практически сухим! (фото 29) У входа меня встретили ржавые трубы с манометром (фото 30), а сам подвал имел интересную конструкцию, явно указывавшую на большой возраст здания. Низ стен был сложен из бутового камня (фото 31), далее шёл кирпич, потолок также был кирпичным сводчатым. Вместо цемента использовался известковый раствор. По традиции, сделал автопортрет в этой комнате (фото 32) =) и пошёл обследовать подвал дальше. Следующее, что попалось мне, была лестница в здание, но перекрытая сверху бетонной плитой (фото 33). Дальше попалось помещение со сводчатым потолком и уровнем пола ниже, чем в остальном подвале, из-за чего данное помещение оказалось затопленным (фото 34). Затем уровень пола опять повышался (фото 35) и я оказался в последнем помещении, откуда имелся выход наружу (закрытый, фото 36). Оказалось, что подвал не имел выходов в здание (впоследствии выяснилось, что это не совсем верно). А раз так, надо вылезать наружу и попробовать проникнуть через второй этаж.
А для начала я решил немного осмотреться. Только тут я заметил, что дом-то — настоящий фахверк! Основу конструкции составляет каркас из брёвен, промежутки между которыми закладываются кирпичом (фото 37). Данный тип домов в Европе появился очень давно, века этак с XIII. Вы, наверное, видели подобные "пряничный домики" с черепичной крышей и белыми стенами, расчерченный узором тёмных балок? Наш дом оказался именно таким, правда, в не совсем подобающем состоянии. А если учесть, что в городах фахверки окончательно были вытеснены каменными строениями где-то в конце XVIII века, то можно предположить, насколько древним оказался наш объект. Возможно, что он видел жившего здесь когда-то Генделя... Под стать дому была и одна из дверей, возможно, сохранившаяся с момента постройки (фото 38–40). Благодаря этой-то двери я и попал в здание: под ней валялся деревянный чурбан, с которого я перелез на дверную ручку, затем на верх двери и оттуда в открытое окно второго этажа!
Вот и первая комната. Пустая, но не совсем (фото 41). Возле двери умывальник, на стене расположилась батарея, но больше всего моё внимание привлёк некий предмет, напомнивший мне Винни-Пуха из советского мультика (фото 42). Спереди у него оказалась заслонка, причём рабочая (фото 43), а табличка сзади гласила, что это электрический обогреватель воздуха (фото 44).
Прямо из этой комнаты можно было попасть в ванную, где сохранилась сама ванна, причём совмещённая с газовым, если не угольным, водогреем! (фото 45). В другой комнате на потолке сохранилась лепнина, явно оставшаяся с очень старых времён (фото 46), а в третьей ужились XIX век в лице изразцовой печи и XX в виде радиатора центрального отопления (фото 47) с характерной ручкой (фото 48). Но больше всего потрясла меня лестница. На ней сохранились старинные деревянные перила (фото 49), а над дверьми расположился витраж с настоящим свинцовым переплётом! Интересной оказалась и стена возле лестницы: пространство между деревянными балками было заложено даже не кирпичом, а саманом — глиной, перемешанной с соломой (фото 50). Это ж сколько лет должно быть дому, в котором использовались такие "высокие технологии"!..
Второй этаж на этом закончился, по лестнице я спустился на первый, где обнаружился полный разгром и темнота из-за заколоченных окон. Смотреть там было абсолютно не на что, так что снимков оттуда нет. Через дыру в стене я перебрался в бывший гараж, там оказалось гораздо интереснее (фото 51). Стало понятно, зачем перекрыли выход из подвала в дом: из него сделали смотровую канаву. В гараже имелась изрядная куча запчастей от старых автомобилей: генераторы, коленвалы, сцепления, катушки зажигания... (фото 52) Причём, судя по коленвалу с двумя шатунами, часть деталей была от легендарного "Трабанта". Возможно, что какие-нибудь автолюбители ищут эти запчасти днём с огнём, а тут их тьма!
Оттуда я направился на третий этаж, точнее, первый этаж чердака. На фотографиях снаружи видно, что дом имеет два нормальных этажа и высоченную крышу. Оказалось, что в этой крыше находятся два полноценных этажа с квартирами плюс один собственно чердак сверху. На нижнем этаже чердака когда-то были обычные квартиры, теперь через разбитые окна в комнаты проник плющ (фото 53). На второй этаж чердака вела причудливо изогнутая деревянная лестница (фото 54). Там меня ждало чудо немецкой мысли — трёхконфорочная газовая плита (фото 55). Я понимаю две или четыре конфорки, но три, по-моему, как-то совсем сумрачно... Рядом расположились остатки водопровода, в том числе старый водяной счётчик (фото 56), говорящий о том, что немцы давно начали экономить воду.
Похоже, что на чердаке начали ремонт, да так и бросили это дело. Часть стен стояла ободранной до самих несущих конструкций. Обнажился всё тот же фахверк, причём проёмы между балками были частично заложены кирпичной кладкой, а частично — уже упомянутым саманом (фото 57). В одной из комнат хорошо просматривалась система балок под черепичной крышей (фото 58).
На этом закончилась вся доступная часть дома. Здесь сплелись множество эпох, возможно даже от средних веков до двадцатого столетия,— каждая оставила свой след в устройстве и убранстве этой удивительной постройки. Но никаких следов пивоварни я не заметил. Зато когда выбрался и сопоставил обследованный объём внутренних помещений с внешними габаритами здания, то понял, что его бОльшую часть мне не удалось посетить. Возможно, там располагалась упоминаемая на фасаде пивоварня? Я попробовал залезть ещё в одно окно второго этажа, что потребовало изрядной доли акробатики в стиле "человек-паук", но понял, что спуститься внутрь, а тем более вылезти оттуда, будет проблематично без верёвочной лестницы.
Вскоре, разжившись бельевой верёвкой за 1 евро и связав из неё лестницу, я вернулся к дому. Когда уже я продирался сквозь кусты во внутренний двор, то откуда-то с другого берега канала, возле которого стоял дом, неожиданно раздался собачий лай —,громкий, хриплый, злобный,— так лают эсэсовские овчарки в фильмах про войну. За лаем последовал окрик по-немецки, эх, чёрт, как плохо, что я совсем ничего не понимаю! Может, хозяйка урезонивала залаявшего, как ей казалось, без повода пса, а, может, наоборот, собиралась вызвать полицию... В общем, я под аккомпанемент лая ввалился во двор и шмыгнул в подвал. Решил посидеть полчаса, переждать, когда всё успокоится. Залез в ближайшую к выходу комнату, куда в прошлый раз лишь заглянул, решив, что в ней нет ничего интересного. А в целях экономии выключил фонарь, заодно захотев посмотреть, не проявится ли явление "серого сумрака", когда, якобы, люди начинают видеть в полной темноте. Постепенно глаза всё больше привыкали к темноте, вот я стал ясно различать остатки света со стороны входа, и тут я заметил также и свет с противоположного угла комнаты. Неужели "серый сумрак" — не выдумка? Я включил фонарь, прикрыв его рукой, чтобы не сбить темновую адаптацию и двинулся в сторону света. И тут я обнаружил в потолке подвального помещения щель, откуда и проникал свет. Выходит, подвал всё-таки имел сообщение с домом! А под щелью была навалена кучка кирпичей и валялись баллончики из-под краски — оказывается, пометившие здание пачкуны через неё проникали внутрь.
А тем временем снаружи всё было спокойно, я выбрался из подвала и приступил к основной части плана. Забрался на стену, залез в окно, навесил лестницу, спустился и занялся осмотром помещений. Сразу предупреждаю, что в эту полазку я забыл штатив, поэтому ракурсы у снимков местами не самые удачные.
Оказалось, что в этой части здания начали ремонт и всё вычистили и ободрали. Остались только голые конструкции стен и перекрытий и чудом уцелевший, хотя и разбитый, изразцовый электрообогреватель (фото 59). Зато хорошо стало видно внутреннее устройство старинного здания; подобные деревянные конструкции очень удачно вписались бы в интерьер ресторана в старинном стиле, с висящим на балках оружием и развешанными по стенам охотничьими трофеями (фото 60). А вот соседний большой зал, видимо, уже подвергался реконструкции где-то веке в XIX, судя по стальным двутавровым балкам, скорее всего, заменившим деревянные (фото 61). Кстати, и в подвале в том же месте имелись подобные балки. В данном зале отсутствовали даже потолок и пол второго этажа! (фото 62)Я также осмотрел чердак, но и там всё было пусто (фото 63). Напоследок я заметил, что старинные конструкции местами пострадали от сырости и паразитов: часть брёвен сгнила, осталась только кирпичная кладка (фото 64). И здесь не удалось обнаружить следов пивоварни. Возможно, они были уничтожены в ходе начавшегося ремонта. Зато я узнал массу интересного о жизни немцев в прошлые эпохи и о старинной архитектуре! И это было только начало...
Общаги новгородские...
Пардоньте, скажете вы, речь-то вроде о Германии идёт? Всё верно, просто оказалось, что и здесь есть свой Новгород. Нойштадт, город-спутник Халле (впоследствии объединённый с ним и ставший районом Халле-Нойштадт), название которого в переводе и означает "Новгород", был построен в 60-е–70-у годы для работников расположенных рядом химических предприятий. Отдельного жилья, видимо, всем не хватало, поэтому возвели пять 18-ти этажных общежитий. А после объединения Германии промышленность бывшей ГДР пережила упадок, да и технологии изменились и производство не требовало такого количества персонала, как раньше. Начался отток населения из Нойштадта, и, естественно, что общежития опустели в первую очередь. Одно из них отремонтировали и переоборудовали под деловой центр, а четыре так и остались пустовать...
Такова предыстория, которую я узнал позже. А пока, прогуливаясь по улицам Халле, я заметил огромные корпуса, в облике которых определённо было что-то постапокалипсичное (фото 65). Я не люблю подобных сравнений, но серые громады с выбитыми окнами и распахнутыми балконными дверьми, через которые влетали в вылетали стаи голубей (о них тоже скажу) производили именно впечатление того, что конец света уже состоялся (фото 66). А когда я прошёл мимо, то мой нос подтвердил предположение о состоянии зданий (фото 67), откуда тянуло сильным запахом запустения. Естественно, что я стал прикидывать, как можно попасть внутрь. Из четырёх заброшенных корпусов один носил следы вялого ремонта; все залазы в него были основательно закрыты, а вот три других оказались вполне доступны для посещения. Правда, трудности тоже имелись: по традиции немцы заделали окна и двери первого этажа. Проникнуть внутрь можно было через балкон второго, в одном месте под которым располагались перила крыльца. Если встать на перила, то пол балкона окажется как раз на уровне головы. Остаётся преодолеть расстояние от перил до балкона. Но верёвочная лестница-то как раз у меня уже была (смотрим выше) :-)
Чтобы обмануть бдительность немцев, я вышел на полазку в пять утра воскресенья. Было ещё темно, но по дорожкам парка уже бегали редкие спортсмены, а в самом Нойштадте возле круглосуточной забегаловки тусовалась гопота. Однако само крыльцо пряталось в тени за кустами, мимо никто не ходил. Я оперативно вскарабкался на перила и привязал к ограде балкона лестницу. Просунул ногу, мгновение — и я закачался в петле. Шаг наверх, следующая петля, и я уже переваливаюсь через балконные перила и исчезаю за раскрытой дверью.
Для начала я направился на крышу. Одной из целей полазки было взглянуть на город сверху, благо общежития являются одними из самых высоких зданий в районе. К тому же день обещал быть ясным, а время как раз получалось рассветное, самое живописное. Проходя по лестнице, не мог не остановиться и сделать кадр через разбитое стекло (фото 68). Небо уже по-рассветному светлело, а внизу же ещё царила ночная тень... На крыше я оказался как-то внезапно. Просто вышел в очередную дверь и с удивлением обнаружил, что надо мной нет потолка! На крыше имелась башенка, возвышавшаяся ещё этажа на два, на верх которой вела лестница. Я, естественно, решил вести съёмку с самой верхней точки. Штатив в зубы, и вперёд, точнее, вверх! Поднимаюсь и обнаруживаю, что крыша башенки залита водой. Что ж, танки грязи не боятся, скидываю кроссовки, закатываю штаны и ступаю в воду. На дне обнаруживается ил. Я потом понял, откуда он тут взялся...
А низины тем временем заволокло туманом. Мне он показался удивительно прекрасным, и я постарался запечатлеть при помощи фотоаппарата (фото 69, 70). С другой стороны на горизонте то вспыхивали, то гасли какие-то огни. Уже не ВПП местного аэропорта ли тут проглядывает? Делаю снимок на максимальном фокусном расстоянии и обнаруживаю, что это не ВПП, а поле ветряков (фото 71). Потом пришла очередь сделать панораму окрестностей (фото 72). Тогда я и не подозревал, что в кадр попадёт и дом, куда я потом переселюсь (тогда я жил в общежитии при институте). Да-да, я теперь самый настоящий немецкий новгородец! В другой стороне расположилось живописное озеро, когда-то бывшее карьером по добыче песка для строительства района (фото 73). Рядом стоял другой корпус общежития, заброшенный как и этот; я сфотографировал и его (фото 74).
Солнце тем временем приближалось (снизу, естественно) к горизонту, добавляя в пейзаж новые детали. Вот стали видны следы самолётов, взлетающих и садящихся в аэропорту (фото 75). Я уже собрался уходить с крыши, напоследок решив запечатлеть и её саму (фото 76). На ней сохранились вентиляторы, к одному из которых я подобрался вплотную (фото 77). Хотя здание давно обесточено, а сам вентилятор лишился части деталей, он продолжает вращаться потоком поступающего из здания более тёплого воздуха. Напоследок делаю ещё один кадр неба, где солнце начинает подсвечивать край облаков... (фото 78)
Я уже двигаюсь к выходу и вдруг замечаю на стене известный символ! (фото 79) И, знаете, какое-то родное чувство вдруг охватило меня! Вот она, истинная основа всего человечества! Хотелось взять что-то пишущее и начертать под знаком всем известные три буквы, столь же краткие и ёмкие, как он сам. Но увы, под руку ничего не попалось...
Тем временем стало уже достаточно светло; можно было приступать к осмотру самого общежития. Я свернул с лестницы в коридор, оттуда в ближайшую дверь и... чуть не выскочил с криком обратно! В комнате оказалось несколько голубей, которые при моём появление сорвались, будто сумасшедшие, и принялись кружить по помещению, ударяясь в стены и периодически пытаясь вылететь наружу через застеклённые окна, хотя по слою пыли на стёклах, по-моему, можно было легко понять, что выхода там нет. С пола поднялся и закружился в воздухе пух, а в нос мне ударил сильный запах помёта! Руферы!!! Как вы можете ходить по вашим чердакам, загаженным мерзкими голубями?! Мне не было противно, когда я ходил по канализационному коллектору, а на голову мне падала сомнительная капель, но тут я моментально пулей вылетел из номера.
Да, голуби составляли сейчас многочисленное население общаги. Встречались они во всех стадиях развития,от яйца до пернатого скелета :-) Мне стоило большого труда отыскать свободный от них номер, где я мог бы получше осмотреться и сделать фотоснимки. Наконец, таковой был найден. Он состоял из двух комнат, прихожей и санузла. Видно было, что из общежитий съезжали планомерно, никаких брошенных вещей, даже мебели практически не было (фото 80, 81). Только занавески на окнах, книжные полки да встроенный шкаф в прихожей. В туалете (фото 82) кое-какие предметы оказались западноевропейского производства, выходило, что некоторое время общежития использовались и после объединения Германии.
Все номера этого общежития оказались практически одинаковыми, и я пошёл вниз, к выходу. Солнце уже вовсю заливало лестницу, будто керамзитной крошкой засыпанную высохшим помётом (фото 83). Через несколько этажей на лестнице присутствовали таблички, под которыми раньше что-то было (фото 84). Потом я посмотрел перевод слова "Feuermalder" и понял, что там располагались пожарные извещатели. Было бы интересно на них посмотреть.
На одном из нижних этажей я понял, что не сделал ни одного снимка коридора, проходящего через весь этаж. Я опять свернул с лестницы и обнаружил, странную вещь: если наверху было сухо, то в этом коридоре, кажется, на втором этаже, на полу блестела вода (фото 85).
Вот уже и мой балкон, но лестница спускалась ниже. Я вспомнил, что первый этаж был не похож на остальные и решил посмотреть, а что же там. Моему взору предстал тёмный сырой коридор с трубами и кабелями, больше напоминающий подвал (фото 86). Ближайшая дверь оказалась запертой, за ней слышался шум какой-то работающей установки. Дальше шли пустые помещения, в одном из которых угадывалась бывшая кладовая (фото 87). А ближе к концу меня встретил сюрприз. Я зашёл в очередную комнату и ахнул: здесь сохранилась АТС! (фото 88). Из шкафа выглядывали стройные ряды выполненных на полупроводниках ячеек (фото 89). Хотя любители повыкусывать цветмет добрались и до сюда: были заметны следы потрошения аппаратуры (фото 90). На этом осмотр общежития подошёл к концу, утро из раннего плавно перетекало в позднее, народу на улицах становилось всё больше, а мне предстояло ещё выбрасываться. К счастью, всё прошло спокойно, я перелез через балконные перила, повис на одной руке, второй взял штатив, спрыгнул на пол крыльца и как ни в чём не бывало направился домой =) В этот день мне предстояло посетить ещё один объект...
Странный дом
Однажды я безо всяких задних и передних мыслей бродил с фотоаппаратом по улицам Халле, снимая наиболее интересные образцы местной архитектуры. И в один момент я заметил, что один из приглянувшихся мне домов выглядит как-то уж слишком характерно. "Наскальная живопись" на фоне обшарпанных стен красноречиво говорила, что за домом давно не присматривают (фото 91). Практически безо всякой надежды я всё же решил проверить входную дверь и... неожиданно она отворилась! За ней царила разруха, столь характерная для подобных мест. Но тогда у меня с собой не было ни штатива, ни фонарика, а светлое время суток подходило к концу, поэтому я побродил немного внутри и ушёл с твёрдым намерением туда вернуться.
Достаточно скоро я осуществил замысел, явившись со всем необходимым снаряжением. Как и прежде, дверь оставалась открытой. Вначале я немного побродил в подвале, но ничего особенно интересного там не обнаружил. Разве что бойлер (фото 92) оказался довольно современным, установленным уже после объединения Германии.
Осмотр я начал по порядку, с первого этажа. Оказалось, что там раньше располагался клуб (фото 93); ныне порядком разгромленный, но на одной из стен сохранился коллаж по мотивам известного снимка (фото 94). На следующем этаже я попал в комнаты с сохранившейся оригинальной отделкой (фото 95) и вещами, видимо, принесёнными сюда бездомными (на счастье, самих обитателей в доме не оказалось; видимо, зимой там слишком холодно). Среди хлама лежали железные решётки (фото 96). Похоже, что они раньше находились где-то снаружи дома, а потом их сложили на хранение сюда. На потолке, где когда-то висела люстра, сохранилась розетка (фото 97).
Ещё один пролёт по лестнице (фото 98) вверх, и я понимаю, что что-то здесь не так. Я попал в пустую, но чистую комнату, где на окне лежала папка с документами (фото 99). Следующая комната и вовсе повергла меня в состояние шока: мало того, что там практически не было пыли, на полу лежал паркет в приличном состоянии, так ещё имелась кое-какая мебель (фото 100, 101). Дальше — больше. Оказалось, что это не квартира, как можно было подумать, а контора. Следующее помещение оказалось рабочим кабинетом со столом, заваленным папками с документами (фото 102). Судя по ним, здесь размещалось агентство недвижимости, работавшее до середине нулевых. С тех пор время будто замерло: двери с витражами стоят целёхонькие (фото 103), а на ещё одном столике практически нет пыли (фото 104).
И тут же для контраста, стоит перейти в соседнее помещение, как видим плесень на стенах (фото 105), рядом валяются оставшиеся от бомжей объедки и мусор... С потолка и стен свисает отслоившаяся краска (фото 106, 107). Какая-то временна́я аномалия будто случилась с одной из квартир, застрявшей в прошлом и почти избежавшей захватившего дом разрушения...
Затем я обошёл остальные этажи. Во многих местах остались следы евроремонта, причём сделанного весьма глупо: подвесные потолки закрывали родные украшения (фото 108). Впрочем, сейчас новшества отваливались кусками, в то время как старинные элементы пока ещё держались... Напоследок я сфотографировал непонятно откуда взявшуюся балясину на лестнице (фото 109) и нашёл выход на крышу. Там было холодно, дул ветер, поэтому я ограничился съёмкой панорамы по-быстрому (фото 110). Сюда хорошо будет придти как-нибудь летом, расположиться с бутылочкой пива и смотреть, как солнце закатывается за башни и шпили старого города :-)
Между делом
Переехав из общежития в квартиру в Нойштадте, я довольно скоро обнаружил в двух шагах от дома некое заброшенное строение (фото 111). Беглый осмотр показал, что его состояние описывается словом "помойка", однако раз уж объект сам пришёл ко мне, то грех не осмотреть его. В итоге оказалось, что это была столовая, построенная, очевидно, при ГДР, некоторое время действовавшая и после объединения Германии (возможно, уже не как столовая) и достаточно давно заброшенная: от сырости и протечек здание пришло в полную негодность. В общем, всё остальное можно понять по снимкам (фото 112–129).
Дела подземные
Наверное, вы помните, что я, Мутабор, будучи в 9 году в Кемнице, всерьёз взялся за изучение тамошней подземли, и стал, вероятно, первым кемницким диггером. Но ведь, спросите вы, и в Халле что-то подземное должно быть помимо обнаруженной в самой первой поездке сюда штольни? Оказалось, что всё не так просто. Путём сравнения старых карт с современными я действительно обнаружил грандиозный коллектор постройки ах конца XIX века, но, как оказалось, туда можно попасть только на лодке. Однако со временем нашлось что-то ещё, пусть и не столь значительное. Гуляя как-то с фотоаппаратом (кстати, в тот же день, когда был обнаружен и странный дом), я вдруг заметил нечто подозрительное. Недалеко от Новой мельницы на канал смотрел кирпичный портал явно подземного хода (фото 130). Подойдя поближе, я увидел, что уровень воды там невысок, хорошо просматривается дно, а, значит, туда можно забраться и в бахилах!
Однажды вечером я реализовал свой план. Надо сказать, что заранее было ясно, что всё пойдёт не так. Обычно я не обращаю внимания на приметы (общепринятые вообще игнорирую как класс, да и своим личным не особенно-то уделяю внимание), но тут будто всё сложилось против меня ещё при выходе из дома. Крышка обувной полки заела и мне никак не удавалось достать оттуда кроссовки, потом я их всё-таки достал, но ушиб руку, а в довершение трамвай ушёл перед самым носом! На месте сначала всё было будто благополучно. Спуск не составил труда, места вокруг глухие, а дно действительно оказалось твёрдым и не сильно замусоренным. Впереди маячил явно старинный коллектор, основания стен которого были выложены бутовым камнем, выше шёл кирпич, а перекрыт он был бетонными плитами. Впереди маячила пара подключек, сухой участок и какая-то перегородка сверху (фото 131). Я уже начал углубляться под своды, как нога внезапно провалилась в засасывающий ил глубже чем по колено, не достав при этом дна! Положение сразу стало критическим: полная бахила холодной воды и весьма неустойчивое положение тела. К счастью, всё закончилось благополучно, ногу я вытащил, лишь слегка зачерпнув воды другой бахилой. На всякий случай, сделав шаг назад, я попытался прощупать дно штативом, но до твёрдого пола так и не достал! Скорее всего вблизи портала ил был спрессован плюс армирован упавшими ветками, а реальная глубина до дна оказывалась большой. Так что сюда тоже требовалась лодка, а мне ничего не оставалось, как вылезать обратно (справедливости ради надо сказать, что снимок коллектора я сделал уже после проваливания). Потом на старых картах я увидел протоку на месте этого коллектора, ведущую к не сохранившейся ныне мельнице. Возможно, что видневшаяся вдали перегородка представляет собой остатки механизмов мельницы. Однозначно место интересное, и туда надо будет вернуться, подготовившись соответствующим образом.
Следующее место я вычислил путём анализа. На Википедии нашлась замечательная страница "Водоёмы города Халле", где была в том числе и информация о ручьях и речках, убранных в коллекторы. В большинстве своём они оказывались метровками или заполненными под самый потолок полторашками (не думают в Халле о диггерах!) Но один ручей, именуемый Безенским, заинтересовал меня. Согласно той самой странице, ручей был заключён в коллектор в 20-х годах XX же века, а в 1997 году выпущен обратно на поверхность (варвары!). Нигде на картах он не упоминался, но я сумел установить его местоположение. На спутниковых снимках отчётливо виднелся короткий кусочек возле устья, упирающийся в хорошо различимый портал!
Оставалось съездить на место и самому всё проверить. Путь в Безеня́ лежал неблизкий, почти через весь город. Я сел в "счастливый" вагон трамвая с номером 666, но, к счастью, на этот раз примета не сработала; разве что коллектор в итоге оказался не историческим и довольно коротким. Выйдя из трамвая на кольце, я вскоре оказался возле монументального портала, от которого призывно убегала вглубь откоса даже не полторашка, а скорее даже метр шестьдесят или семьдесят (фото 132). В закрывающей трубу решётке предусмотрительно не хватало одного из прутьев =) Уровень воды там оказался вполне преодолеваемым в бахилах, а вскоре труба пошла чуть вверх и воды почти не стало (фото 133, 134). С учётом диаметра трубы идти по ней можно было почти не пригибаясь и быстрым шагом. Очевидно, что коллектор не являлся упомянутой историчкой; скорее всего, его построили годах в 60-х или 70-х. Поток воды местами подточил бетонные кольца, а пробивающаяся сквозь стыки вода образовала разнообразные натёки (фото 135, 136). Вскоре впереди послышался шум и какой-то плеск, я решил, что впереди, наверное, смотровая камера, но вместо этого коллектор кончился, выйдя в бетонный жолоб (фото 137). Из торчащей из его стены трубы текла небольшая струйка воды, и составлявшая течение ручья, а жолоб дальше шёл сухим. За одной из его стенок что-то плескалось (фото 138). Я перелез туда и увидел серый мутный поток с характерным запахом, вытекавший из пары мелких труб (фото 139). Да, это была канализация, я находился на территории очистных сооружений, а коллектор ручья использовался для аварийного сброса при переполнении. В итоге мне ничего не оставалось делать, как повернуть обратно в ручей. Я поснимал немного его обитателей (несмотря на то, что был февраль, в коллекторе жило множество пауков-крестовиков, фото 140, 141), сфотографировался сам (фото 142) и благополучно вылез там же, где и залез. Длина коллектора составила всего около 300 метров, но по тутошним меркам и этому надо радоваться!
Алиса в стране чудес
Началась эта история пять лет назад, когда у нас с Soul
родилась дочка Алиса, причём
без диггерства и там не обошлось.
Теперь же я решил, что пора приобщать ребёнка к подземле,
на роль первого объекта вполне сгодилась штольня, про которую я
рассказал в самом начале халльских хроник. Преимущества маленького
роста: через дырку в решётке дочка пролезла гораздо легче, чем я =)
Итак, вот он, дебют: Алиса в зазеркальеподземелье (фото 143, 144).
Не скажу, что у дочки штольня вызвала сильный восторг, но и против
она ничего не имела :) Удивилась лишь, какое подземелье маленькое... Ну
это мы и сами знаем; пока в ближайшей округе ничего масштабнее я не
нашёл.
Старая Новая мельница
Давайте вернёмся к началу халльской эпопеи, когда в первый же день брожения по городу я обнаружил довольно много интересных мест. Кое-куда я уже слазал, ещё кое-куда (фото 18) я тоже слазал, а вот черёд старинной мельницы (фото 15–17) всё как-то не приходил. Проблема была в том, что объект расположен почти в самом центре города, где всегда много народа, а залаз туда перепрыгом через забор. Но совсем недавно, в начале августа я улучил момент и оказался на месте где-то в 6 утра в субботу, когда бюргеры добросовестно спали... Но вначале маленькая историческая справка.
Как я уже писал, мельница называется Новой, при том, что это старейшая из сохранившихся в Халле мельниц. Построена она была аж в 1582 году (офигеть, это ж ещё Иван Грозный был жив!) и использовалась по назначению аж до начала XX века. За это время здание дважды реконструировалось в 1769 и 1840 годах, а уже недавно, в 1999, мельница снова была отремонтирована (в частности, приведена в порядок крыша) и с тех пор пустует.
То, что здание пустует, было сразу заметно и это-то и привлекало меня. Всё же не так часто выпадает возможность полазать в столь древнем месте. За несколько месяцев до полазки, ещё зимой, я ещё раз обошёл вокруг территории и обнаружил удивительно красивый главный вход с раннебарочными мотивами (фото 145), а также непосредственно залаз в здание через дырку над дверьми.
Вот я и на месте, на улице ни души. Переваливаюсь через двухметровые ворота и попадаю в заросший ежевикой двор. Но благо на пути от ворот до входа заросли не такие густые и особенно не мешают. Минута — и я у дверей: они закрыты на цепь с замком, но дыра сверху никуда не делась. Ещё немного усилий, и вот я уже оказался под сводами здания! Для начала надо немного постоять, осмотреться. Внутри царят полумрак и тишина, лучи солнца только-только начинают пробиваться сквозь окна и щели. Я не торопясь раскладываю штатив, прикидываю выдержку и понимаю, что в здании темновато, хорошо бы фонариком подсветить. Достаю его из кармана, включаю, и... ничего! Вообще ничего. У меня такого ещё не было ни разу. Даже будучи глубоко разряженным, фонарь хоть чуть-чуть да светил. При том, что в последний раз до этого момента я и не разрядил его так чтобы сильно... Какая-то чертовщина, ну мельница она на то и мельница, чтобы тут подобное происходило =) Что ж, пытаюсь снимать так, света мало, приходится полностью открывать диафрагму. А чертовщина-то на этом не заканчивается! Оказывается, что при таком слабом свете фотоаппарат криво фокусируется, хотя, делает вид, что фокус есть. Обнаружил я это только дома, поэтому часть снимков оказались слегка размытыми, увы.
Итак, вот она мельница внутри: фото 146, 147. Межэтажные перекрытия разобраны, наверное, при последнем ремонте, хорошо виден "скелет" здания. Часть балок — старые деревянные, часть — стальные, их, наверное, в 1840 году поставили, часть — новые деревянные, с 99 года. Старые элементы конструкций не выбросили, а свалили тут же на пол. Привлекли внимание колонны. Вначале я решил, что это бетонный новодел, но пригляделся и понял, что они каменные, видимо, стоят тут изначально (фото 148). На одной колонне — отметки с датами (фото 149). Потом я убедился, что точно такие же даты есть снаружи, на углу дома, где отмечали подъём воды при наводнениях. Но об этом немного позже.
Кроме деталей старого каркаса здания здесь нашлось и кое-что поинтереснее. Какой-то то каменный маховик, а может и жёрнов (фото 150) и круглый деревянный барабан, который я принял за остатки старого мельничного колеса (фото 151). Но в общем там было пусто, поэтому я сделал ещё один снимок, забравшись наверх (фото 152) и пошёл осматривать другие помещения. Зайдя в одном из них, я отпрянул от сердитого урчания. В комнате сидела здоровенная нутрия и скалила на меня зубы. Убежать она не могла, так как я стоял как раз на её пути наружу, и похоже, была настроена весьма решительно. Я оставил зверя в покое и пошёл в другие помещения.
К мельнице примыкал дом более поздней постройки, который совсем прогнил и развалился (фото 153). Ловить там было абсолютно нечего, и я решил выбираться. Так как лезть обратно поверх двери мне не хотелось, я подумал, что смогу вылезти через окно пристройки. За ним виднелись заросли, но не такие чтобы очень густые. Я стал спускаться вниз и понял, что на самом деле окно расположено достаточно высоко от земли, только из-за растительности этого не было видно. Но было уже поздно; я сполз на землю и оказался среди густых и толстых колючих стеблей ежевики. Тут бы саблю или мачете, а у меня с собой только штатив... Но и он оказался полезным, я хотя бы раздвигал им стебли без риска уколоться. Каким-то чудом я преодолел несколько метров сплошного ежевичника (что было гораздо сложнее, чем, скажем, перелезть через забор с колючкой сверху), и, оглянувшись, запечатлел место, откуда только что вырвался (фото 154). Дальше без проблем перелез через забор и пошёл по всё ещё пустынной улице к трамвайной остановке.
По дороге я увидел интересную картину: на стене другого старинного здания, не так давно тоже стоявшего в запустении, а ныне отремонтированного, сидели голуби. Точнее, сидеть на вертикальной стене, пусть и не гладкой, было трудно, поэтому они постоянно срывались вниз и махали крыльями, пытаясь зацепиться (фото 155). Зачем они это делали — непонятно... А уже ожидая трамвая я заметил на рукаве рубашки тёмное пятно. Неужели кровь, и я таки поранился? Но нет, пятно слишком тёмное. Да это же я ягоду ежевики раздавил! Пометил меня объект на память... (фото 156).
А ещё мельница знаменита тем, что на одном из её углов с конца XVI века отмечают подъём воды при самых крупных наводнениях (фото 157). Да, хорошо город топило, самые высокие отметки больше двух метров от уровня мостовой будут... Значит, и отметки на колонне (фото 149) тоже показывали уровень воды, только внутри здания. Кстати, уже после полазки на мельницу я прочитал, что в здание собираются открыть студенческую гостиницу. Так что я вовремя туда успел до начала работ =)
Соль земли
Старые карты всегда интересуют меня. Часто, сравнивая их с современными планами, можно найти что-то, относящееся к полазочной тематике. Поэтому я, переехав в Халле, попытался что-нибудь разыскать. И результаты поиска оказались весьма интересными. На карте оказались отмечены места добычи различных ископаемых, в том числе и недалеко от тех мест, где теперь располагается район Нойштадт, в котором я и живу. Дальнейшие поиски показали, что большинство разработок (а добывали в основном уголь и строительный камень) велись открытым способом, и на их месте впоследствии образовались озёра, но имелось и три шахты, где добывали каменную соль. Дальнейшая судьба их сложилась по-разному. Одна, под названием "Тойченталь", не прекращала работу. Она действует и поныне. Другая, "Халле", закрыта в конце 80-х годов прошлого века, но недавно её расконсервировали, сбили с "Тойченталь" и вроде как вводят в эксплуатацию. А вот третью, "Зале", как закрыли в 80-х, так с тех пор она и стоит заброшенной. Сравнение старых планов со спутниковыми снимками помогло определить местоположение этой шахты. Я обнаружил, что там до сих пор имеется строение вроде кирпичного сарая, которое могло к ней относится. И при первой возможности на свежесобранном велосипеде я отправился туда.
На месте прежде всего выяснилось, что "сарайчик" вообще-то немаленький. Он оказался явно промышленным зданием, выполненном в кирпичном стиле (фото 158). Оборванные провода свидетельствовали, что постройка уже много лет как не используется (фото 159). Тем не менее на территории стояли весьма выцветшие таблички, предупреждающие о том, что это территория предприятия. Естественно, что в заборе, окружающем здание, уже имелся залаз =), а в дверном проёме, когда-то заложенным кирпичом, кто-то пробил огромную дыру (фото 160). По большому счёту, это было бессмысленно и беспощадно, так как в здание, как я выяснил, можно было легко попасть через подвал.
Но больше, чем постройка, меня интересовала сама шахта. Её оголовок находится совсем рядом (фото 161, 162). На нём даже имелся люк, но придавленный бетонным блоком (фото 163). Тут нужен был домкрат, или хотя бы длинный стальной лом. Да и результат подобного деяния сомнителен: за долгие годы выработки наверняка затопило под самый верх.
Оставалось осмотреть строение. Зайдя внутрь, я обнаружил, что там совсем пусто. Судя по фундаментам и отверстиям, раньше в здании располагались какие-то крупногабаритные агрегаты (фото 164, 165). В одном из помещений (а всего их два) в полу были ямы, ведущие в подвал (фото 166). Естественно, что в подвал я тоже спустился, но и там не нашёл ничего особенного, разве что валялся разный хлам (фото 167), среди которого попался и фрагмент электрощитка, вероятно, родного, но находившегося в совсем непрезентабельном состоянии. В одном из углов подвала обнаружился небольшой проход, ведущий вроде как в сторону шахты (фото 168). А что, было бы классно, если бы из здания к шахте вёл подземный ход! Увы, всё оказалось проще: через несколько метров ход закончился. Как оказалось, он вёл всего лишь к одному из креплений когда-то располагавшегося сверху агрегата (фото 169). На этом осмотр шахты подошёл к концу, заодно я нашёл кое-что, имевшее практическую пользу: около неё росла бесхозная яблоня с вкусными яблоками :-) (фото 170). А когда-то это предприятие выглядело так: фото 171. Видно, что и копёр там нормальный имелся, и строений было больше.
Счастливое прошлое "Зибеля"
Всё-таки хорошо, когда можно сесть на трамвай и уехать прямо в счастливое будущее. Именно так переводится с немецкого название конечной остановки первого маршрута (фото 172). Не знаю, что этим хотели сказать немцы, но я решил туда съездить не за лучшей долей. Дело в том, что ещё в 30-е годы там построили не что иное, а авиазавод "Зибель" (фото 173). Выпускал он транспортные самолёты собственной разработки (фото 174), а также и другие модели по лицензии, например, бомбардировщик "Ju-88". Понятно, что во время Второй мировой войны его бомбили (фото 175), а потом и вовсе перевезли в Советский Союз после её окончания. Но у меня теплилась слабенькая надежда, вдруг что-то от прошлого там осталось. Ну и по крайней мере надо было взглянуть на исторические корпуса.
Ну вот я и попал в счастливое будущее, первое, что вижу, что к территории недавно построенного магазина примыкает явно ангар со следами пристроенных к нему других ангаров (фото 176). В прошлом территория завода была больше, сейчас от неё помаленьку отгрызают куски. Дальше я ныряю в дыру в заборе и оказываюсь а давно покинутом месте. Рядом стоит длинный замусоренный и изрисованный ангар, возможно, что именно в нём был сделан прижизненный снимок завода. Там так ужасно, что я даже не пытаюсь его снять. Вскоре я дохожу до наиболее фотогеничного места на всей территории (фото 177). Это самые старые из сохранившихся корпусов, дальний —,склады и администрация,— построен в 1935 году, тот, что ближе — позже, но тоже до начала войны.
Ну что, пора и заглянуть внутрь. Поднимаюсь по хрустящей осколками лестнице, заглядывая в разбитые окна (фото 178) и оказываюсь в месте, где судя по остаткам стеллажей раньше была библиотека (фото 179). Это помещение, пожалуй, в целом корпусе сохранилось лучше всего. На всякий случай я проверил ещё и подвал (фото 180), но и там ничего интересного не обнаружил.
Один старый корпус осмотрен, опять гуляю по территории. Там, где нет мощения, всё заросло по самое небалуй (фото 181). Я захожу в тот самый корпус 35 года, но там картина не лучше, чем в предыдущем (фото 182). Однако в одной из небольших комнаток сохранилась кое-какая оргтехника (фото 183), а ещё архив (фото 184). Я немного полистал документацию: что-то связанное с грузоперевозками и ни слова об авиации...
С верхних этажей административного здания открывается хороший обзор территории (фото 185). Напоследок я решил посетить этот увиденный из окна корпус, но там была вполне ожидаемая картина (фото 186). Да, "Зибель" остался где-то в <счастливом> прошлом...
Скотогеноцид
Как-то раз я заметил обширную заброшенную территорию со множеством старых кирпичных построек. Быстренько пробил по местным сайтам — ага, очередной боянчик, да какой: скотобойня постройки конца XIX века! В местной газете как-то про неё даже написали статью со статистическими данными: за первый год работы скотобойни там забили 2634 быка, 15262 телёнка, 4905 коров и тёлок, 32319 свиней, 14623 овцы, 860 лошадей и зачем-то трёх собак (китайцы что ли постарались?) В 30-е годы скотобойню серьёзно модернизировали, построили несколько новых корпусов, а проработала она до середины 90-х, когда была закрыта по санитарным соображениях и с тех пор стоит заброшенной. Вот я и решил с оказией её навестить.
В первый раз такой случай подвернулся в феврале 14 года, в те короткие недели, когда в Халле пришла-таки зима. Вот и нужная остановка трамвая, от которой открывается панорама объекта (фото 187). Ворота распахнуты, запрещающих табличек нет совсем (есть только предупредительная вроде "Вход на территорию на свой страх и риск". Нонсенс для Германии!) Я спокойно вхожу и направляюсь к величественному зданию (фото 188). Впереди вижу ещё группу людей, также гуляющих тут.
День был пасмурный, а я забыл штатив, поэтому ограничился только наружной съёмкой (фото 189, 190). Серое небо и голые деревья придавали скотобойне весьма унылый вид (фото 191). Кое-куда я всё же заглянул, например в водонапорную башню, что виднеется на фото 192 и в один из корпусов, но снять что-либо внутри было нереально. Последнее, что я запечатлел, это вид из окна, под которым установлен блок для погрузки туш (фото 193). Я замёрз и поспешил домой, тем более что уже начало смеркаться.
В следующий раз я навестил объект весной. Там кое-что поменялось (как потом я выяснил, после очередного пожара). Ворота закрыли, но я заприметил дыру в заборе, которая вела в укромный заросший кустами уголок территории. Её размеры оказались такими, что я хоть и без особого комфорта, но и без больших сложностей в неё протиснулся. Немного брожения по разным помещениям,— и я попадаю в тёмный зал с колоннами (фото 194). Оттуда можно было выйти прямо внутрь самого большого здания (фото 195). Видимо, раньше там находилось что-то вроде крытого двора: под крышей весь объём занимает пустое пространство с асфальтированным полом.
На этот раз я решил получше обследовать внутренние помещения. Но в первой же комнате наткнулся на такой мусор и разруху (фото 196), что желание заходить внутрь зданий как-то поуменьшилось (забегая вперёд, скажу, что, возможно, в этом была моя ошибка. В дальнейшем в не менее тленном месте мне как-то попался очень хороший хабар). Но тогда я лишь заснял странную клизмопробирку на окне (фото 197) и поспешил наружу. Затем я зашёл ещё в один тёмный зал, очень похожий на тот, что я посетил вначале (фото 198). Там я нашёл, в числе прочего хлама, ГДРовский ламповый тюлек (между прочим, первый встреченный в Германии), откуда вытащил лампы :-) Из этого зала вёл облицованный кафелем коридор, впечатливший меня игрой света (фото 199).
Этот коридор вывел меня практически к самой башне. Был яркий день, я взял штатив и поэтому, наконец, смог отснять башню изнутри. Но всё равно получилось несколько кривовато, так как внутреннее помещение башни оказалось в буквальном смысле неохватным! (фото 200) Внимательно посмотрев на пол башни, я заметил нечто, что пропустил зимой: снизу куда-то уходил настоящий коллектор! (фото 201) Естественно, что я в него спустился и вскоре попал в котельную, где часть оборудования уже порезали и потырили (фото 202). На полу котельной я обнаружил рассыпанные магнитофонные кассеты, так знакомые из детства! (фото 203) От котельной отходил один тесный и короткий коллектор вбок (фото 204) и другой, гораздо больше — прямо (фото 205). Идя по нему, я пришёл в тёмные подвальные помещения, где увидел коллекцию бутылок из-под пива и лимонада ещё ГДРовского производства! (фото 206) Оказалось, что это подвал подстанции, где местами сохранились конденсаторы (фото 207). Из него я вышел в саму подстанцию, которая, увы, пострадала, как и всё тут (фото 208, 209).
Подстанция была последним зданием в группе, в которую входило самое большое строение, и я вышел наружу и пошёл к соседней постройке. Там я увидел вход в подвал, но уровень воды в нём не позволял передвигаться по крайней мере без бахил, а то и забродов (фото 210). Само же здание достаточно сильно разрушилось (фото 211, 212).
Оттуда я пошёл в другую группу зданий, которую бегло осмотрел зимой. Оказалось, что там забивали свиней (фото 213, 214). Там сохранились загоны, где бедные зверушки ожидали смерть (фото 215), а вот самого оборудования для обдирания, потрошения и разделки не сохранилось; там, где оно должно было находиться, остался лишь мусор и обломки (фото 216). В этом же здании я встретил ребят, устроивших там фотосессию с готишной девочкой, которых вначале привёл в замешательство своим видом (каска, жилетка, борода =)
На этом я решил закончить осмотр, так как провёл в скотобойне достаточно много времени. Выходил я с другой стороны, через окончательно развалившиеся постройки (фото 217). На вылазе (уже внутри) я встретил какого-то бомжеватого типа, который вроде как (я тогда ещё довольно слабо понимал по-немецки) можно ли тут находиться. Я как мог успокоил его и благополучно покинул объект.
А спустя ещё некоторое время на скотобойне случился новый пожар, после которого на воротах появилась табличка о том, что территория охраняется. В газетах проскакивала информация о реконструкции комплекса и превращении его в экологический жилой квартал. Через забор было видно, что какие-то работы там и вправду начались. Тем не менее дырка в заборе осталась как и прежде, но у меня уже не случилось возможности ещё раз туда слазать...
Мельница загадок
О существовании данного бояна я узнал буквально сразу после приезда в Халле, но всё никак не мог собраться до него доехать. И вот однажды, листая местную газету, я наткнулся на объявление о грядущей рекультивации территории, куда попадает и мельница. Я понял, что ждать нельзя, уже несколько раз случалось, что я попадал на объект, когда там уже велись работы, а порой они заходили так далеко, что исключали возможность посещения. Поэтому я быстро собрался и выехал в нужном направлении. Первый раз я немного промахнулся, заехал слишком далеко и нашёл мельницу не сразу. Вначале я вообще заметил её с другого берега реки (фото 218), и лишь после этого подобрался ближе. Стало ясно, что даже для Германии место находится в слишком сильном запустении (фото 219, 220). Но всё же хотя бы "для галочки" его нужно было осмотреть. И на другой день я поехал прямиком к разведанному залазу.
Прямо рядом с закрытыми воротами располагался нахоженный залаз. Сюда явно приходил отдыхать народ. Я преодолел небольшие заросли кустов и оказался вблизи величественного корпуса, точнее того, что от него осталось (фото 221), хотя и с сохранившимися элементами антуража (фото 222, 223). Естественно, что внутри здания я тоже побывал. Первое впечатление, возникшее, когда я зашёл туда — здание явно бомбили. Из кирпичных стен торчали куски погнутых балок (фото 224), сильно обгоревшие перекрытия сохранились лишь местами (фото 225). Вызвал улыбку уцелевший кусок трубы с вентилями, напоминающий четырёхглавое чудище :-) (фото 226) Тут со мной произошла занятная история, так сказать, антизапал. Дело в том, что я, зная о состоянии построек, лазал в каске. И когда я самозабвенно снимал внутренности постройки, то услышал, как на залазе хрустят кусты, а затем голоса: шли парень с девушкой, оживлённо переговариваясь. Потом девушка заглянула в окно, и увидела меня. В каске. С бородой. Колдующего над чем-то на высоком штативе =) Девушка моментально отшатнулась от окна, что-то тихо сказала напарнику, и через несколько мгновений я услышал хруст кустов на залазе в обратном направлении! Вот так, похоже, я становлюсь настолько великим, ужасным и монтероподобным, что начинаю распугивать коллег по увлечению ;)
В первом здании больше делать было нечего и я пошёл дальше. Передо мной лежал мощёный брусчаткой двор со следами железнодорожной колеи и растущей повсюду между камней травой. Я уже видел этот двор через ворота во время разведочной вылазки, а теперь входил сюда с другой стороны (фото 227). Во время осмотра окружающих зданий челюсть моя отвалилась до земли. Ещё бы, я ожидал увидеть что угодно, но только не надписи на русском языке! (фото 228, 229) Неужели здесь стояли части ГСВГ? Или какой-то местный режиссёр вдохновился развалинами для съёмок фильма о войне? Да, мельница загадала мне ещё одну загадку!
На одном доме обнаружилась и более понятная надпись. Табличка гласила, что здание было перестроено в 1900 году (фото 230). Знать бы ещё дату постройки... Что-то меня дёрнуло зайти в этот корпус. Я ожидал увидеть там привычный тлен, но помимо него нашлось и ещё что-то интересное, а именно шасси от пары ГДРовских телевизоров, почти таких же типов, которые я находил на Бэрензигеле (фото 231). В любом случае это была приятная находка, особенно учитывая то, что хабар на немецких объектах встречается нечасто. Больше в этом доме делать было нечего, и я пошёл дальше по направлению к руинам главного здания мельницы. Тут меня ждала очередная находка: на отгороженном решёткой участке территории, напоминающем двор (на самом деле когда-то это была часть здания, только крыша, перекрытия и часть стены давно обрушились) стоял экскаватор (фото 232)! Значит, какие-то работы здесь иногда ведутся...
Итак, моей следующей целью стало самое большое здание с башней посредине, точнее, то, что от него осталось. С одной стороны оно производило сильное впечатление, но казалось практически неприступным (крутой обрыв к воде, а дальше решётки и заложенные проёмы, фото 233). С другой, впрочем, тоже (фото 234). Кое-куда всё же я смог зайти, и тут мне открылась картина поистине апокалипсическая. Среди высоких кирпичных стен болтались на немыслимой высоте ржавые железяки — остатки трансмиссии, когда-то проходившей через всё здание и передававшей вращение от водяных колёс (фото 235). Заворожённый этим зрелищем, я попытался снять элементы крупным планом (заранее прошу прощения за качество: я почему-то решил, что смогу снять тут с рук и поленился разложить штатив фото 236, 237). Кстати, на обзорном снимке наверху на башне крупная железяка — улитка вытяжки, также приводимая в движение трансмиссией. Да, эта мельница была крупным предприятием с чисто механическим приводом всех агрегатов!
Дальше проходов не было, и я попытался попасть в более-менее сохранившиеся части главного здания с другой стороны. Попутно сфотографировал одну из построек дворового комплекса, полностью превратившуюся в руины (фото 238). А затем решил воспользоваться одной старой кованой дверью (фото 239). Но запоры, возможно, кое-где усиленные сваркой, не поддались моим усилиям и внутрь попасть мне не удалось :( Зато я обнаружил очередной вал с колесом и другими механизмами совсем рядом, его можно было потрогать рукой (фото 240). Напоследок я снял ещё один комплект торчавших из стены валов и шнеков на фоне закатного неба (фото 241).
Со временем я нашёл ответы на возникшие у меня при посещении мельницы вопросы. Во-первых, мельницу никто не бомбил. Она проработала аж до 1975 года, что в некотором роде рекорд для предприятия с чисто механическим приводом, даже без паровых машин. Удивительные люди эти немцы... А в 1992 и 1994 годах на мельнице случились два страшных пожара, и уничтожившие внутреннее убранство зданий практически полностью. Видимо, температура пламени была столь высока, что даже стальные балки не выдерживались и плавились! А вот надписи на русском действительно были оставлены там при съёмках фильма о войне в 2011 году. Что ж, руины мельницы действительно являются хорошими декорациями для военного фильма!
Территория забвения
При просмотре всё того же сайта про исторические заброшки в Халле, мне на глаза попалась некая достаточно крупная фабрика в Дёлау. А этот район на окраине города находится совсем недалеко от Нойштадта, где я жил. Так что было совсем недолгим делом оседлать крокодила и в свободный вечер совершить туда рейд.
Первое, что я увидел, был бетонный заводик возле шоссе. Я и раньше приметил его по спутниковым снимкам, но не знал, что он, оказывается, тоже заброшен. Но уже по автомобильным весам на въезде (фото 242) можно было догадаться, что уже много лет как здесь не производят и не продают бетон. Пульт весов, увы, оказался основательно разгромленным (фото 243). Когда-то в нём стояли неоновые индикаторы, но, увы, не осталось ни одного целого :( А прочие детали меня не интересовали.
Сам завод внешне производил вполне благоприятное впечатление (фото 244). Сохранилась табличка, отмечавшая площадку для получения бетона (фото 245). Если бы не распахнутые двери и ржавчина, можно было подумать, что он действует, просто рабочие куда-то отошли. Внутрь заглядывать я не стал, явно ничего особенного там меня не ждало. А вот мысль подняться на элеваторы (фото 246) пришла сразу же, но я отложил её до следующего раза...
За бетонным заводом находился въезд на саму территорию фабрики (фото 247). Всем бы объектам да такой въезд, когда не надо даже слезать с велосипеда! В конце-концов мне пришлось спешиться, но уже по причине буйно разросшихся кустов. Справа от меня находился невысокий старинный корпус, чьи стены были причудливо сложены из кирпича (фото 248, 249). Я зашёл внутрь, но там царила такая разруха и помойка, что делать снимки я не стал. Да и сумерки уже сгущались, так что я решил вернуться, отложив до следующего раза осмотр основного корпуса фабрики.
А следующий раз подвернулся только через месяц. Я сразу же направился к главному корпусу, вначале сфотографировав это величественное здание снаружи (фото 250). Обходя постройку, я заметил полуразвалившуюся будочку с красивым фонарём на ней (фото 251), а неподалёку валялись грабли интересной конструкции, какие в России не встретишь (фото 252, 253).
Вслед за наружным осмотром я захотел попасть и внутрь. Но не тут-то было! В проёмах первого этажа имелись новые пластиковые двери, окна были либо забраны решётками, либо тоже заменены на современные! И это при том, что верхние этажи представляли собой типичные руины! (фото 254) Но и меня просто так не возьмёшь ;-) Я заметил, что на втором этаже как раз над будкой есть открытый проём (фото 255). Немного акробатики — и я уже заглядываю в него. И понимаю, что лезть туда не стоит, а надо аккуратно спуститься обратно. Так как в помещении стоит новый катер, сложены вещи. Оказывается, что окрестные жители нашли развалинам применение, оборудовав там что-то типа сараев!
Ну что ж, мне остаётся обследовать лишь то, куда можно просто и без последствий попасть. На территории имелся ещё один трёхэтажный корпус посовременнее, на мой взгляд, годов 30-х постройки. Похоже, что это было общежитие. Сейчас комнаты в нём абсолютно пустые. Моё внимание привлеки лишь прямоугольные каменные (!) раковины (фото 256) и предмет, который я поначалу принял за унитаз, но потом понял, что это ногомойка (фото 257). Интересно, что из этого корпуса можно выйти на чердак соседнего, старинного, правда там как раз лучше не ходить в виду ветхости деревянных перекрытий (фото 258).
На этом подошёл к концу мой второй визит на забытую территорию. Я уже писал, что планировал также подъём на элеваторы, но моему желанию не довелось сбыться. За прошедший со времени моего первого посещения месяц их успели демонтировать (фото 259). Так что мой вам совет, не откладывайте на потом исполнение ваших желаний!