Начало
Звонил Lanivs. Из трубки доносились нечленораздельные вопли, из которых стало ясно, что то, о чём так долго мечтали большевики, наконец, свершилось!
Дело в том, что в Новгороде, как в во всех областных центрах, в советское время был собственный аэропорт. В 90-е годы он стал загибаться, а к середине нулевых и вовсе перестал подавать признаки жизни. Но при этом неплохо охранялся; попасть туда было очень и очень затруднительно. И вот однажды Lanivs, проезжая мимо, заметил синий строительный забор вокруг некоторых зданий аэропорта и копошащихся там монтеров. Наведя небольшие справки, он узнал, что территория аэропорта продана под строительство гостиницы. Надо было действовать!
Lanivs разведал обстановку, после чего и состоялся упомянутый звонок. А вскоре, погожим майским вечером, взяв с собой Люсю и фотоаппарат, он совершил более обстоятельное посещение заветного места. По мере приближения к объекту показались интересные вещи: например, этот ящик на фото 1, явно не ширпотребовского образца. А вскоре и ближайший корпус приветливо распахнул перед путешественниками свои разбитые окна. (фото 2, 3) Стало ясно, что здание давно покинуто и сильно разорено (фото 4, 5). Планировка была проста: центральный коридор с комнатами по бокам его (фото 6). Дальше пошли более интересные вещи: плакат (фото 7) и обилие инструкций (фото 8, 9), а также бренные останки тестера (фото 10) навели на мысль, что здесь занимались ремонтом авиационной радиоаппаратуры.
Дверь в следующую часть здания была закрыта, проще всего попасть туда было снаружи, через окно. А по пути стояло следующее строение, однозначно идентифицируемое как ангар для обслуживания самолётов Ан-2 (фото 11). Внутри — уже знакомая обстановка запустения (фото 12–15) Попался интересный документ: сертификат соответствия, согласно которому последний раз аэропорт проходил аттестацию в 2004 году, а действовала она до середины лета 2006 (фото 16). Дальше Lanivs'у и Люсе попались рассыпанные по полу радиодетали (фото 17), пускатели, из которых вся медь была выпотрошена (фото 18), калибровочные таблицы (фото 19) и инструкция к древнему матричному принтеру (фото 20). Вызвала восхищение своими размерами коробка для аптечки (фото 21), это ж сколько туда медикаментов войдёт!?
А корпус тем временем продолжал демонстрировать свои сокровища. Вот взглядам его исследователей предстали остатки старинного тестера (фото 22, впоследствии взятого Lanivs'ом на запчасти), вот на полу одной из комнат лежат черпачки на длинных ручках, вероятно, топливные пробоотборники (фото 23). Попадались и стоящие находки, например, парашютная сумка (фото 24).
Интересной особенностью корпуса было то, что он состоял из нескольких не связанных между собою помещений с отдельными выходами. В одной его части помещался небольшой складик. От него остались практически пустые стеллажи (хота, как мы убедимся в дальнейшем, они оказались не совсем пустыми) (фото 25, 26). Прошлое назначение здания то и дело проявляло себя характерной аэрофлотовской символикой (фото 27). А вообще корпус уже начал разрушаться; в одном из помещений провалилась крыша (фото 28).
За ангаром одиноко стоял совсем крошечный сарайчик (фото 29). Для полноты картины Lanivs с Люсей туда заглянули; оказалось, что это было хранилище ГСМ, а возможно, ещё и запчастей. В нём был найден ящик с прокладками (фото 30) да банки и бочки из-под масла или чего-то подобного (фото 31).
Как уже говорилось, часть здания, куда исследователи зашли в самом начале, оставалась не осмотренной. И вот, они вернулись туда, побывав в ангаре для Ан-2 (фото 32). В этой части здания проводилась подготовка и аттестация экипажей и техников. А чтобы авиаторы помнили об ответственности, один из дверных проёмов украшал лозунг (фото 33). В здании имелось два учебных кабинета (фото 34, 35), в которых было развешено много плакатов, схем, таблиц и макетов (фото 36–43) Неописуемый восторг Lanivs'а вызвал плакат с портретом дедушки Брежнева (фото 44), в придачу к нему имелся другой, с серпом и молотом (фото 45).
Дальше взорам путешественников предстал пустой шкафчик для одежды (фото 46), а потом пошли более интересные находки, ярко свидетельствующие о былом предназначении места: рулоны бумаги для бортовых самописцев (фото 47), какой-то электронный блок (фото 48), море инструкций к всевозможной аппаратуре (фото 49). Непонятная крышка со странной надписью (фото 50) и неожиданно (что делают они в учебно-ремонтном корпусе?) шланги (фото 51). Даже ящик, ныне служащий для облегчения влаза и вылаза, был помечен соответствующей символикой! (фото 52).
Время близилось к вечеру, а Lanivs с Люсей продолжали осмотр аэропорта. Его ворота теперь были открыты всем желающим (фото 53), а на выложенной бетонными плитами ВПП тренируются автомобилисты (фото 54).
В некотором отдалении от других построек находился ангар необычной формы: с боков от основного помещения симметрично располагались пристройки, которые в плане выглядели как крылышки. Оказалось, что это был ангар для обслуживания самолётов Як-40. Самолёт заводился в него хвостом вперёд, крылья заходили в пристройки и можно было заниматься обслуживанием независимо от погоды и времени суток (фото 55). А вот и вид изнутри ангара: фото 56. Сзади видно перекрытие, забравшись на которое можно было получить доступ к хвостовому оперению. Помимо основного помещения в ангаре имелось несколько боковых комнат. Первая из них оказалась почти пустой (фото 57), интерес представлял лишь имеющийся в ней плакат с устройством противообледенительной системы Як-40 (фото 58). В другой комнате из пола торчал странный рычаг, напоминающий ручку переключения передач автомобиля (фото 59), а на полу валялись куски плексигласа, вероятно, из остекления кабины (фото 60). Наконец, в третьей комнате стояли бутыль и банки со всякими химикатами (фото 61).
На этом первое посещение было окончено. Над аэропортом разливался тихий и тёплый майский вечер (фото 62)...
P.S. А ещё в этом месте имеется бесподобная свалка. В частности, Lanivs схабарил оттуда замечательный телетайп (фото 63).
К делу подключается Мутабор
Некоторое время спустя, летом, в гости к Lanivs'у и Люсе пожаловал Мутабор. Естественно, что компания первым делом выбралась на аэродром. Маршрут был примерно тем же, и Мутабор не повторялся, а обращал внимание на детали, ускользнувшие от внимания Lanivs'а и Люси в прошлый раз. Например, в коридоре здания его внимание привлёк шкафчик с характерной надписью (фото 64), подтверждавший, что здесь проводили ремонт самолётной аппаратуры. Другой похожий шкаф был оклеен женскими портретами, видимо, скрашивавшими суровые авиационные будни (фото 65).
Друзья перешли в очередную комнату и —,Ыыы! Ыы! Ыыыыыыыыыы! — на полу был разбросан ОнЪ, священный хабар (фото 66), часть которого после придирчивого отбора (всё-таки впереди ещё много чего ожидает) отправилась в рюкзаки. В этом же корпусе попались старые талоны на молоко, которое когда-то выдавали здесь за вредность (фото 67).
Следующим элементом программы был ангар, где производилось обслуживание Ан-2. Помните пустые стеллажи в прошлой части? Мутабор решил всё-таки проверить, не завалялось ли чего на самом верху (фото 68). И,— удача!— там нашлись вполне раритетные вещицы: какие-то сумки от Ан-2, парочку которых прихватили Lanivs и Мутабор (фото 69, 70). А вот в другом помещении со стеллажами было действительно пусто (фото 71). В очередной комнате попалась любопытная штука: подогреватель, по форме и размерам соответствовавший кирпичу обыкновенному (фото 72). Неплохо бы из таких построить тёплый дом :) Также был замечен кусок обшивки с иллюминатором (фото 73), старые плакаты и книжки (фото 74).
Некоторое удивление вызвал вытяжной шкаф (фото 75). Тем более, что никаких химикатов поблизости найдено не было, а в самом шкафу стояла обыкновенная посуда. Также в ангаре когда-то была мастерская (фото 76), по стенам которой Люся умудрилась немного полазать (фото 77), а сбоку от неё располагалась маленькая комнатка, где, похоже, техники отдыхали (фото 78), причём им явно не доставало женского внимания (фото 79) :)
Обойдя часть помещений ангара Люся, Lanivs и Мутабор вышли на улицу, чтобы обозреть всё здание (фото 80), а затем войти в основное помещение, куда, собственно, и закатывался самолёт (фото 81). В ангаре обнаружилось немало занятных предметов: заднее колесо от Ан-2 (вполне логично) (фото 82), список пассажиров, имеющих право на внеочередное получение билетов (а это уже странно, место такому плакату — в пассажирском терминале) (фото 83) и плакат по технике безопасности (фото 84). На одной из стен была устроена подборка фотографий, повествующая о буднях авиатехников (фото 85), а рядом — довольно необычный в плане сочетания набор плакатов (фото 86, 87). Ещё один плакат был посвящён легендарному двигателю самолёта Ан-2, ведущему свою родословную аж от двигателя "Ишака" И-16 (фото 88).
Как и в прошлый раз, обойдя ангар для Ан-2, трое друзей вернулись в то строение, с которого они начали осмотр, только с другой стороны. Здесь внимание Мутабора больше всего привлёк кабинет для занятий с огромным количеством плакатов и лозунгов (фото 89–91), а также плакат о неисправностях Як-40, фрагменты из которого вы уже видели в прошлой части (фото 92).
Затем исследователи направились вглубь территории аэропорта. По пути встретили в траве ещё одну покрышку от самолётного колеса (вероятно, уже от Як-40) (фото 93) и щиток для включения напряжения (фото 94). Возле разрушенного, но довольно хабарного ангара сделали привал, совместив перекус со сбором даров аэропорта (Lanivs'у посчастливилось найти легендарную генераторную лампу ГК-71, о чём он известил окрестности громким воплем). В ангаре нашли ящик, в котором, судя по этикетке, когда-то приехали запчасти из Польши (там также выпускали самолёты Ан-2) (фото 95). Неподалёку стоял ещё один ангар, целый и закрытый (фото 96). Что ж, диггеры умеют ждать :)
Перед очередным зданием валялась доска инструкций (фото 97), а единственное, что в нём оказалось достойным внимания, был огромный ящик, до верху наполненный разнообразными радиоэлементами (фото 98). Естественно, что часть их перекочевала в рюкзаки наших друзей :)
На очереди был корпус для экипажей вертолётов Ми-8, но, увы, он оказался малоинтересным. Единственное, что привлекло внимание, был ящик с ГО-шными индивидуальными противохимическими пакетами (фото 99), что было тем более странным, что никакого другого имущества ГО на территории аэропорта не обнаружилось.
В очередной раз выйдя на улицу, Люся, Lanivs и Мутабор прошли мимо прожекторного зеркала (фото 100), разрушенного пустого ангара (фото 101) и подошли к конечной цели путешествия — знаменитому ангару с крылышками для обслуживания Як-40 (фото 102, 103). На обратном пути они посетили знаменитую свалку (где рюкзаки приобрели запредельную массу) и по жаре потащились на пляж на берег Волхова отдыхать после трудового дня :)
Неуловимый БПРМ
Ещё после первого посещения Lanivs'ом аэропорта Мутабор стал пристально разглядывать спутниковые снимки и в створе ВПП на некотором удалении от её торца обнаружил маленький домик. Они с Lanivs'ом пришли к выводу о том, что это есть не что иное, как ближний приводной радиомаяк аэропорта, а, коли сам аэропорт так замечательно сохранился, то труднодосягаемый (окружённый со всех сторон кустами) БПРМ и вовсе должен иметь первозданный вид!
На следующий день после совместного посещения аэропорта Мутабор и Lanivs выдвинулись на поиски БПРМ. Идти было нелегко, пересечённая местность заросла высокой травой, а из-за кустов было ничего не видно. В одном месте над кустами возвышалась осина, на которую полез Мутабор (фото 104, 105). С высоты нескольких метров вожделенный объект был, наконец, обнаружен, и друзья продрались к нему (фото 106). И тут их поджидало жесточайшее разочарование! Внутри не было ничего, буквально ничего (фото 107). Голые стены, нет даже проводки; мало того когда-то здание разделяла перегородка, ныне уничтоженная. Только осы населяли это унылое место (фото 108); из-за них, а также из-за бесперспективности исследователи быстро покинули здание (фото 109). Стало ясно, что БПРМ был ликвидирован ещё при жизни аэропорта, работники которого основательно вычистили помещение, вынеся оттуда всё мало-мальски полезное.
Оттуда Lanivs и Мутабор двинулись в сторону ВПП. Вот и посадочные знаки показались (фото 110), состояние их удручало (фото 111). А дальше был лёгкий шок: саму заасфальтированную ВПП зачем-то закидали горами глины! (фото 112) По глине прыгала интересная хохлатая птичка (фото 113), на которую Мутабор открыл фотоохоту. Под ногами время от времени попадались выкорчеванные из земли железяки, которые, видимо, когда-то были посадочными огнями (фото 114). А в бывшей диспетчерской аэропорта ныне помещается метеостанция; это единственное обитаемое здание аэропорта (фото 115). Дальше была стандартная программа: на свалку и домой, сгибаясь под тяжестью хабара :)
Кречевицы нас дождались
В этом же разделе мы хотим поведать историю ещё одного новгородского аэропорта. Если на Юрьеве уже можно практически ставить крест, стройка на его территории вошла в активную фазу и часть строений, в том числе уникальный ангар с крылышками, уже снесены, то в 15 году окончательно "созрел" ещё один аэропорт, военный: Кречевицы. Мы уже давно бродили вокруг да около, но само лётное поле продолжало оставаться недоступным, там всё ещё обитали зелёные человечки. Хотя признаки упадка были налицо, некоторые постройки явно стояли заброшенными и Lanivs даже начал потаскивать оттуда хабар. И вот весной 15 года он обнаружил, что военные ушли с аэродрома совсем. И как только Мутабор приехал из Германии в отпуск, при первой же возможности они с Lanivs'ом посетили аэродром.
Уже на подходе к лётному полю стало ясно, что объект когда-то был серьёзным, и охранялся соответственно (фото 116, 117). Но теперь в огневых точках никто не дежурит, вокруг ворот натоптана тропинка, а по лётному полю гуляют мамаши с колясками. Вот и любители заброшенных объектов без труда оказались по ту сторону ворот и пошли любоваться открывающимся видами (фото 118). Первым им попался зал ожидания (фото 119), но внутрь него проникнуть не удалось. Все возможные залазы оказались надёжно закрытыми, причём подручными средствами (фото 120). Стало ясно, что зачем-то за ним присматривают. Но и от увиденного через щели стало ясно, что внутри разруха и хлам и рваться внутрь в общем-то и не стоит.
Следующим объектом на пути Мутабора с Lanivs'ом стала диспетчерская вышка. Она виднелась издали; были заметны и следы пожара на верхних её этажах (фото 121). Попасть внутрь не составило труда. Первый этаж оказался хоть и порядком разгромленным, но не затронутым пожаром (фото 122). Дальше всё оказалось печальнее, но подняться всё-таки стоило: с обзорной площадки открывались прекрасные виды лётного поля (фото 123, 124). Там и здесь на нём виднелись небольшие постройки, которые тоже следовало осмотреть.
В трёхэтажном кирпичном здании (фото 125), судя по всему, размещалась охрана аэродрома. Однако табличка на нём гласила "ПУ" (фото 126). Неужели это был пункт управления? По идее он должен располагаться там же, где и диспетчерская. В здании оказался весьма шедевральный по исполнению плакат (фото 127) и пара более качественных (и полезных) плакатов (фото 128, 129). Также там остался железный ящик, где когда-то хранились автоматы (фото 130), и породивший предположение о том, что там базировалась аэродромная охрана. Сам домик оказался тоже разнесённым в пух и прах, зато из него нашёлся выход в закрытый со всех сторон дворик, где так хорошо жарить шашлыки ;-) Во дворике стояла ещё одна огневая точка, у которой помимо амбразуры, направленной наружу, нашлась ещё одна, как подумали Мутабор с Lanivs'ом, дырка для ружья, смотрящая во двор (фото 131). Правда, оказалось, что это всего лишь кабельный ввод. А ещё Lanivs заикнулся было о безблагодатности пункта охраны, как Мутабор начал одну за другой поднимать прямо из-под ног расшивочные платы с деталями, причём весьма полезными =)
Далее путь любителей военки лежал в другую сторону, к домику, где размещалось ремонтно-техническое отделение одной из эскадрилий. По пути им попалась площадка для стоянки самолёта, защищённая с одной стороны насыпью (фото 132). Само здание РТО представляло собой небольшой одноэтажный корпус (фото 133). Внутри тоже царили разруха и запустение (складывалось ощущение, что реально за аэродромом перестали следить уже много лет назад, что впоследствии и подтвердилось найденными документами). Но всякие интересные вещи тоже попадались, например, макет части аэродрома (фото 134) или ящик, где хранились ключи от самолётов, естественно, пустой (фото 135) или плакат про разборку авиационной пушки (фото 136). По обилию плакатов место напоминало гражданский аэропорт, но их тематика была другая, военная. Неподалёку находились боксы, где попадался кое-какой хабар вроде весьма фактурных заглушек (фото 137, Гриша потом выдвинул идею, что из них получились бы неплохие дверные ручки).
Аэродром казался бесконечным. Тут бы велосипед пригодился! Проходя мимо самолётных стоянок (фото 138), любуясь открывающимися видами (фото 139, 140), Lanivs с Мутабором бродили по рулёжным дорожкам (фото 141). Так они дошли до ещё одного небольшого домика со смотровой площадкой на втором этаже (фото 142). Видимо, здесь, на противоположном конце лётного поля, располагалась вторая диспетчерская. Мутабор слазал на смотровую площадку (фото 143, 144), а после этого друзья, наконец-то вышли на взлётно-посадочную полосу. Она казалась бесконечной, шутка ли — четыре километра! (фото 145, 146).
С момента начала полазки прошло уже немало времени, а Lanivs предлагал посетить ещё несколько интересных мест, которые он заприметил в прошлые посещения аэродрома. Поэтому он предложил идти обратно. Путь лежал по очередной рулёжной дорожке (фото 147). И вот впереди показалось здание технико-эксплуатационной части, ТЭЧ (фото 148). Ничем не примечательные боксы во дворе (фото 149) оказались полны ценных радиодеталей. А вот само здание разделило общую участь, подвергнувшись сильной разрухе (фото 150). Правда, интересные плакаты сохранились и здесь (фото 151). А вот художественное оформление лестницы уже кто-то успел подпортить (фото 152). Не в лучшем состоянии оказались и рабочие места техников (фото 153).
Посетив ТЭЧ, Мутабор с Lanivs'ом решили ещё пройтись по территории, но в другую сторону. Сначала им попалось маленькое убежище типовой конструкции, какие часто попадаются в воинских частях (фото 154). Внутри оно оказалось абсолютно пустым (фото 155). Дальше был пустой ангар (фото 156, 157), а затем некое здание с серьёзным ограждением (фото 158, по сути, внутренним периметром, так как весь аэродром раньше был обнесён забором) и предупреждающей табличкой (фото 159). Судя по разбросанным гильзам, в здании раньше хранилось оружие (фото 160).
И в заключение программы Мутабор с Lanivs'ом посетили находящийся в стороне двор с небольшим корпусом (фото 161). Это оказался настоящий клондайк! И в боксах, и в здании оказалось разбросано множество радиодеталей и плат. Попадались и совсем необычные вещи вроде неоновых ламп, загорающихся при пролёте маркера (фото 162), к сожалению, уже разбитых.
Итак, значительная часть территории и построек военно-транспортного аэродрома "Кречевицы" была осмотрена. Рюкзаки у друзей потяжелели сверх критической отметки, путь лежал домой. На следующий день им ещё предстояло немного погулять, без объекта и тут не обошлось!